Секреты  фортепианной игры

23 января 2025 года в Детской школе искусств городского округа Верх-Нейвинский прошли мастер-классы с обучающимися по классу фортепиано преподавателя Маловой О.В. Мастер-классы провела Чуркина Татьяна Николаевна преподаватель высшей квалификационной категории Детской школы искусств г. Новоуральск.

Многие целеустремленные исполнители классической музыки и их учителя считают мастер-классы одним из наиболее эффективных методов развития мастерства наряду с конкурсами, экзаменами и регулярной практикой.

Методика проведения мастер-классов основывается как на педагогической интуиции учителя, так и на восприимчивости ученика. Мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения "учитель-ученик" являются совершенно оправданными. Поэтому мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления в искусстве. Но, помимо чисто практического назначения, мастер-класс преследует и еще одну, хоть и менее очевидную, но очень важную цель — интеллектуальное и эстетическое воспитание ученика. В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие в ходе мастер-класса способности ученика самостоятельно и нестандартно мыслить.

Мастер-класс позволяет ученику собраться, совершенствовать навык стабильной игры без срывов. Активно развивается интеллектуальный багаж, творческие способности и личностные качества одарённых детей,  раскрывается весь спектр природного потенциала. Свои произведения  исполняли: Епифанова Варвара, Щекалева Ксения, Карелина Кристина, Силантьев Максим, Завьялов Иван, Щукина Ульяна.

Привлекала сильная энергетика Татьяны Николаевны, точная стилистика, которая подчиняет себе формообразующие элементы. Большое значение придается координации, ритму, темпу, динамике, конкретным пианистическим движениям, чистоте и качеству приема. «В каком темпе должно звучать это произведение? Каков характер музыки? На каком инструменте ты себе представляешь звучание темы? Что изменилось в новом разделе произведения? Какие конкретно ноты в форшлаге тебе не нравятся? Как ты думаешь, почему не получается?»  

Такие встречи дают возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других; обычно ученик исполняет произведение, а мастер объясняет ему, как именно нужно играть это произведение, комментирует и демонстрирует сам определенные места и объясняет наиболее типичные ошибки. Затем ученик играет это же произведение с учетом объяснений мастера и может делать это несколько раз по его просьбе, чтобы отточить технику.

Большую ценность представляет личное отношение ученика к музыке, ведь сразу слышно, нравится ли то, что он исполняет. Это проявляется в манере исполнения, посадке за инструментом, выражении лица, в развитии музыки, мышлении, во владении инструментом, желании красиво преподнести музыку.

Администрация Детской школы искусств благодарит Чуркину Татьяну Николаевну за проведение мастер-классов с учащимися ДШИ.  Также администрация ДШИ выражает благодарность родителям за активное участие в развитии музыкальных творческих способностей их детей.

Мастер-классы прошли в  творческой и дружеской атмосфере. С нетерпением ждем новых встреч!

Малова Ольга Викторовна, преподаватель ДШИ