С 16 по 21 апреля 2018 г в МАУ ДО «Детская школа искусств» проводилась «Неделя открытых дверей» для родителей и жителей г.о. Верх-Нейвинский. В течение недели удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на личностно – ориентированный подход в обучении. Всего за неделю было проведено более 33 мероприятий, в них приняли участие: 25 преподавателей, 146 учащихся, 227 родителей, более 87 человек жителей г.о. Верх-Нейвинский. Следует отметить, что все желающие имели возможность побывать на различных по содержанию, теме, структуре, форме открытых уроках: уроках-консультациях, мастер-классах, концертах-презентациях, интеллектуальной игре. Целью проведения «Недели открытых дверей» является создание положительного имиджа школы, повышение открытости системы художественного образования, пропаганда педагогического опыта преподавателей, обучающихся и всего образовательного учреждения в целом.
Задачи:
- Повысить качество образовательного процесса через освоение и внедрение в практику работы современных инновационных образовательных технологий.
- Показать методические приемы и формы организации урочной деятельности обучающихся, обеспечивающие повышение мотивации и познавательного интереса.
- Создать условия максимально благоприятствующих получению качественного художественного образования каждым обучающимся в зависимости от его индивидуальных способностей, культурно-образовательных потребностей.
- Повысить интерес обучающихся к учебной деятельности ДШИ.
- Дать возможность родителям и жителям поселка увидеть работу обучающихся на уроке.
- Способствовать повышению педагогической культуры.
- Создать условия для формирования механизма обратной связи между
образовательным учреждением и социумом.
Начало «Недели отрытых дверей» состоялось 16 апреля. Преподаватель Малова Ольга Викторовна провела мастер-класс «Роль Детской школы искусств в формировании активной творческой личности учащихся» с обучающимися класса фортепиано, синтезатор. В процессе мастер-класса родители отметили, что индивидуально-личностное развитие ребенка одна из важнейших задач современного музыкального образования, поэтому необходимо выстраивать партнерские отношения семьи и школы. По мнению родителей, мастер-класс был проведен на высоком профессиональном уровне, в уютной, теплой и доброжелательной атмосфере, в процессе обучения преподаватель с большим вниманием использует индивидуальный подход к каждому ребенку, помогая им делать успешные шаги в обучении.
На открытом уроке преподавателя Володькиной Н.А на тему: «Развитие музыкальности и чувства ритма на уроках хореографии» учащиеся танцевального коллектива «Радуга» показали хореографические способности, хорошую координацию, легкость освоения различных танцевальных движений, гибкость, растяжку. Преподаватель обращал внимание, что обучение по предмету «Танец» включает занятия хореографией, что способствует развитию волевых качеств ребенка: самодисциплины, воли, собранности, самоконтроля, настойчивости, выдержки. Ярким акцентом урока стало исполнение танцевальных композиций «Испанская новелла», «Китайский танец», которые не оставили равнодушными родителей, получивших массу положительных эмоций и отзывов. Родители отметили, что занятия хореографией не только способствует реализации двигательной активности ребенка через физическую нагрузку, но и способствует развитию пластической выразительности, приобщает к этикету и хорошим манерам в общении.
Большой интерес вызвал открытый урок преподавателя Федуловой Инны Николаевны на тему «Подготовка к итоговой аттестации» с использованием инновационных технологий на уроке сольфеджио. Цель урока: подготовка обучающихся к выпускным экзаменам. Учащиеся умело выполняли задания на интерактивной доске. Преподаватель профессионально увлекала учащихся и родителей, сочетая традиционные методы обучения с инновационными, в мир сложного предмета сольфеджио.
Предмет «Беседы об искусстве» был представлен преподавателем Волковой Натальей Львовной в форме интеллектуальной игры «Занимательное искусствознание». В игровой форме учащиеся младших классов вместе с родителями показали умение анализировать жанры, народные промыслы, праздники и произведения изобразительного искусства. Во время урока была создана творческая атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Учащиеся продемонстрировали так же умение формулировать и выражать свои собственные мысли. Для наглядного иллюстрирования учебного материала преподаватель использовала современные компьютерные технологии в виде презентации. В процессе игры учащиеся смогли продемонстрировать свои знания в области истории изобразительного искусства, тем самым поднимая престиж предмета «Беседы об искусстве». Целью мероприятия была совместная деятельность обучающихся и родителя. На занятиях, по мнению родителей, была создана уютная атмосфера, что способствовало активной творческой работоспособности, полету воображения и фантазии.
Сегодня и взрослые, и дети проявляют большой интерес к освоению современных технологий в декоративно-прикладном искусстве. Преподаватель Золотова Анна Александровна провела мастер-классы с учащимися изобразительного искусства. Все участники мастер-класса с большим интересом познакомились с техникой вышивка лентами и гобелен, узнали, что искусство вышивка лентами берет свое начало во Франции 14 века во времена правления Людовика Великого. После освоения местными мастерами венецианской техники изготовления шелковых лент наряды французских дворян запестрели парчой, золотом и шелком. До начала 18 века вышивка являлась привилегией исключительно дворянства.
В настоящее время весьма популярен декор в стиле эклектики. В основе него лежит гармоничный контраст нового и старого — здесь мебель и музыкальные центры соседствуют с вышитыми салфетками, картинами в стиле рококо и шторами, расшитыми цветами.
На мастер-классе «Нетканый гобелен» преподаватель знакомила с разнообразной тематикой гобеленов: декоративные цветы, натюрморты, животные, эпизоды исторических событий, классические сюжеты, соборы и церкви, пейзажи. Сегодня традиционный и обновленный гобелен, прежде всего, является модным и актуальным элементом оформления интерьера, несущий набор положительных эмоций и создающий атмосферу собственного стиля.
Наиболее запоминающим мероприятием был интерактивный концерт «Проснись и пой» с выступлением обучающихся детей класса гитары преподавателя Овчинниковой Н.Е. В программе концерта прозвучали песни авторов бардовской песни. Песня-это душа русского народа, тот, кто умеет и любит петь, а еще и аккомпанировать себе на гитаре, несомненно, будет дарить людям радость, раскрашивать свою жизнь удивительными моментами путешествий и незабываемых событий. Все присутствующие на концерте были в восторге от исполнения песен и обучающимися и самим преподавателем. От прекрасной музыки получили массу положительных эмоций, заряд бодрости весеннего настроения.
Открытый урок по предмету «Скульптура» провел преподаватель Фурса Анатолий Александрович с учащимися старших классов на тему «Весенний натюрморт». Урок был выстроен, в соответствии с правилами методики, учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. На основе опорных рисунков, эскизов учащиеся вместе с родителями с большим интересом осваивали приемы работы с глиной. Присутствующие на мастер-классе отметили, что занятие было очень познавательным и интересным.
Обучающиеся театрального коллектива «Арабески» принимали участие в двух мероприятиях: на мастер-классе преподавателя Сороколетовой М.Ф. по теме: «Литературный дебют» показали хороший уровень подготовки к участию в конкурсах, владение универсальными театральными, творческими навыками при исполнении художественного слова. На открытом уроке преподавателя Сосниной Аделаиды Александровны «Сценическая речь – как основа актерского мастерства» родители отметили, как заинтересованно преподаватель вводит учащихся в мир театрального искусства, объединяя мир театральный и мир обыденный. Родители считают, что занятия театром способствуют формированию необходимых качеств, для успешного обучения в общеобразовательной школе (внимательность, собранность, хорошая дикция, правильная и выразительная речь, память, самоконтроль, умение выступать перед публикой).
Сегодня каждый преподаватель ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся.
Открытый урок с обучающимися класса скрипки провела Порошина Инна Анатольевна «Работа над произведениями крупной формы». Урок был направлен на пропаганду и повышение престижа владения музыкальным инструментом скрипка. Все родители отметили, что урок был содержательный и интересный. Преподаватель с увлечением продемонстрировала профессиональный подход к исполнению музыкальных произведений на скрипке. Родители поблагодарили преподавателя за организацию и проведение урока.
Преподаватель Черкашова Юлия Геннадьевна провела открытый урок «Особенности игры на духовых инструментах» с обучающимися класса флейты, саксофона. Концертные выступления обучающихся чередовались с увлекательным рассказом об истории создания духовых инструментов. По отзывам родителей, урок оставил в душе теплые чувства, от волшебного звучания инструментов. Все присутствующие получили большой заряд положительных эмоций.
Наиболее профессионально был проведен мастер-класс «Музыкальный фольклор» с обучающимися ансамбля народной песни «Задоринки» преподаватель Чуркин Анатолий Федорович. Родители и обучающиеся познакомились с весенними народными праздниками на Руси, с традициями их проведения. Преподаватель увлекательно показал внедрение и сохранение традиций народной культуры, показал формы и методы работы при исполнении русских народных частушек, песен. Акцентировал внимание родителей на организацию активной музыкальной деятельности, развитию креативных возможностей у детей. Обратил внимание на воспитывающую роль народного пения в духовно-нравственном становлении юной личности. Преподаватель на практике показал, что изучая музыкальную народную культуру, учащиеся проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и окружающих, учатся высокой нравственности, развивая певческие навыки, музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание в ДШИ развивающей образовательной среды.
Незабываемые эмоции на концерте «Стоить заметить» с участием школьного оркестра «Nota bene» руководитель Бузмаков Кирилл Андреевич переполняли присутствующих детей и родителей. Гордость и удовлетворение от собственного успеха на занятиях по оркестру повышает интерес и работоспособность учеников, а присутствие родителей на концерте дает ребенку чувство психологической защищенности, превращает образовательный процесс в увлекательное занятие, способствует его эффективности, к дальнейшему творчеству и самореализации.
Особый интерес у детей и родителей вызвали мастер-классы преподавателя Лапп Ольги Дмитриевны «Развитие певческих навыков у детей дошкольного и школьного возраста» с обучающимися школьного проекта «Голос дети». Родители отметили разнообразие приёмов и методов обучения, форм организации занятий по вокалу. Преподаватель старалась работать творчески, показала свое профессиональное мастерство, а дети успешно продемонстрировали умение владеть своими вокальными данными.
Кульминационным мероприятием «Недели отрытых дверей» был концерт- презентация « Детская школа искусств – территория успеха в творчестве». Выступления детского хора «Созвездие» (руководитель Соколова Светлана Николаевна), и ансамбля «Верх-Нейвинские ложкари» (руководитель Борисова Ольга Федоровна) увлекательно показали сохранение традиций народной музыкальной культуры в современной школе.
Для формирования устойчивого интереса к музыкально-исполнительской деятельности на концерте была создана ситуация успеха публичного выступления детского коллектива «Подготовка детей к обучению в школе», сольного выступления Карякиной Сони и её мамы Марии Григорьевны.
Под бурные аплодисменты на концерте умело была представлена преемственность поколений. Детские коллективы гармонично чередовались с взрослыми творческими коллективами школы – это вокальные ансамбли «Нейвинка» и «Гармония» (руководитель Соколова Светлана Николаевна).
Слова благодарности написали родители в отзывах о проведении мероприятия, где отметили, что с помощью занятий вокальной музыкой восприятие мира детьми и взрослыми становится ярче, и мировоззрение становиться шире и направленно в сторону добра и любви.
По результатам реализации образовательного проекта «Неделя открытых дверей» для родителей и жителей г.о. Верх-Нейвинский можно сделать следующие выводы:
- преподаватели на уроках используют современные инновационные педагогические технологии; групповые, индивидуальные методы работы, разнообразные творческие формы;
- учащиеся на уроках показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований преподавателя, в достаточной степени – уровень владения универсальными учебными действиями;
- проведенные мероприятия свидетельствуют не только о хорошем уровне преподавательской учебной деятельности, но и о проводимой в школе воспитательной работе с обучающимися;
- все преподаватели в ходе недели проявили хорошие организаторские способности, создали творческую атмосферу для учащихся и родителей;
- мероприятия были интересны и познавательны, ориентированные на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика.
- родители отметили высокий профессионализм и культурный уровень преподавателей ДШИ.
- родители считают, что обучение в ДШИ – это эффективная организация свободного времени, где ребенок учится самостоятельности, самодисциплине, трудолюбию, усидчивости, умение сдерживать свои эмоции, подчинять свои желания, требованиям преподавателя, выполняя принятие правила. Эти качества помогут ребенку успешно справляться с требованиями общеобразовательной школы и в целом с требованиями современной жизни.
- все участники «Недели открытых дверей» получили отличный заряд бодрости положительных эмоций.
В качестве улучшения проведения «Недели открытых дверей» можно определить следующее:
- преподавателям увеличить число взаимопосещений открытых уроков;
- активнее использовать на уроках методы поисковой, исследовательской деятельности, иных современных методик преподавания.
-привлекать еще более активно родителей и жителей поселка к посещению мероприятий «Неделя открытых дверей».
Итогом проведения «Недели отрытых дверей» для родителей являются:
- методические материалы (план проведения, афиши мероприятий, фотоматериалы, видеоматериалы, компьютерные презентации, разработки уроков, отзывы родителей);
- анализ проведения, обобщение коллективного и индивидуального опыта.
Материалы планируется использовать для:
- выпуска фото-коллажа с материалами участников недели;
- публикации материалов в методической копилке сайта нашей школы.
- выпуска статьи в газету «Верх-Нейвинский вестник».
Образовательный проект «Неделя открытых дверей» реализуется с 2012 года. Во время проведения недели происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации. Родители во время проведения недели являются активными участниками образовательного процесса, интересуются успехами своих детей. Все выше сказанное способствует тесному сотрудничеству с родителями, которое помогает наиболее эффективно реагировать на запросы родителей в сфере художественного образования.
Художественное образование в ДШИ приводит к гармоничному развитию личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни. Творчество в совокупности с художественными знаниями и умениями расширяет выбор будущей профессии и в целом возможности ребенка к самоутверждению и самоактулизации в любой профессиональной сфере.