18 марта 2022 года, в рамках проведения Недели открытых дверей для родителей, в МАУ ДО «ДШИ» прошел открытый урок преподавателя Бузмакова Кирилла Андреевича для родителей и жителей поселка Верх-Нейвинский.
Очень интересное дело - искусство оркестрового музыканта. На первый взгляд игра в оркестре или ансамбле кажется вполне ясной и понятной: открыли ноты и все вместе заиграли, что может быть проще? Но на самом деле игра в оркестре - это настоящая профессия, настоящее искусство.
1. Атмосфера и коллектив.
Очень важно начинать именно с этого пункта. Оркестр - это прежде всего социум, и конечно атмосфера в коллективе играет важнейшую роль. В оркестре, безусловно, должна царить дружба, поддержка и взаимоуважение. Ведь очень легко взрастить психологические комплексы юного музыканта, а избавиться от них может оказаться очень сложно, это недопустимо. Оркестровый музыкант должен это понимать: сегодня поддержишь ты, а завтра поддержат тебя. Это всегда здорово мотивирует на успех.
2. Настройка.
Конечно в большей степени, чем в сольном исполнительстве требуется умение точной и единообразной настройки инструмента, так как каждый инструмент может выступать единственной нотой в большом аккорде, и уровень ответственности каждого исполнителя вырастает. Так же нужно понимать разную тембровую природу инструментов, к примеру, даже малейшая детонация среди саксофонов будет гораздо слышнее, чем того же уровня детонация у нетемперированной сольной скрипки.
3. Дисциплина.
Конечно, в процессе разучивания материала приходится часто работать с оркестрантами по одному или по группам. Здесь очень важно всем участникам процесса понимать, что в момент исполнения партии их соседом следует сидеть тихо, не мешать. Это, как показывает практика, требует ОГРОМНЫХ усилий от юных музыкантов. Но нужно понимать, что чем быстрее каждый сыграет партию точно по отдельности, тем быстрее мы приступим к общей репетиции, чего оркестранты ждут всегда с нетерпением.
4. Игра по дирижеру
Особое искусство-это игра «по руке дирижера». Для этого необходимо знать сетку тактирования дирижера и в какой момент жеста начинать играть. Разновидности инструментов в оркестре требует определенной сноровки игры «по дирижеру» - скрипач и пианист должен почувствовать момент дыхания духовиков, а духовик должен слышать начало звука струнных. Так же следует отметить несколько важных моментов, которые должен знать музыкант:
1) ноты и пюпитр должны стоять строго перпендикулярно по направлению к дирижеру, для того чтобы видеть руки дирижера;
2) Опущенные руки дирижера означают опущенные инструменты, поднятые руки дирижера означают «инструмент на изготовке».
5. Ансамбль.
Все предыдущие пункты безусловно работают на один важнейший- АНСАМБЛЬ. Настройка, дисциплина, поддержка друг друга, игра по дирижеру нужны для того, чтобы получилось единообразие звучания, один единый организм, единый большой инструмент под названием ОРКЕСТР.
Безусловно, список можно продолжать и продолжать, ведь совершенству нет предела. Но по крайней мере, эти 5 пунктов можно поставить во главу угла искусства оркестрового музыканта.
И наши музыканты оркестра «Nota bene», безусловно, владеют этими навыками, в чем вы можете убедиться на наших концертах, открытых уроках и мастер-классах.
Кирилл Бузмаков, преподаватель МАУ ДО «ДШИ»
https://www.xn----dtbeq1a6d.xn--p1ai/novosti-i-meropriyatiya/21-meropriyatiya/816-muzykalnaya-gostinaya-iskusstvo-orkestrovogo-muzykanta#sigProIdf5373a2723